Почему во время Второй мировой войны у советских танков не было дульного тормоза

Почему во время Второй мировой войны у советских танков не было дульного тормоза


В годы Второй мировой войны в каждой из стран-участниц конфликта было создано огромное количество танков. В Германии, США и СССР за 5 лет конфликта успело смениться сразу несколько поколений бронемашин. При этом если посмотреть на большинство советских танков, а потом сравнить их с немецкими танками и штурмовыми орудиями, то станет заметно, что у первых почти нет дульных тормозов на стволе. Почему?

Почему во время Второй мировой войны у советских танков не было дульного тормоза

Советский Т-34. |Фото: zendiar.com.

На серии Т-34, Т-60, КВ у пушек не было дульных тормозов. По сути, единственным танком, «обремененным» данным элементом конструкции, стал танк ИС-2 и последовавшие за ним. Дульного тормоза нет даже у самоходки СУ-85. При этом он все-таки имеется на большинстве советских противотанковых пушек, есть он и у СУ-76. У немцев с дульными тормозами куда лучше. Нет их только на Pz.Kpfw. III и ранних моделях Pz.Kpfw. IV. У поздних модификаций «Панцеров» включая «Тигр» и «Пантеру» дульный тормоз имеется в наличии, как и у противотанковых моделей штурмового орудия StuG III. У американцев дела обстояли похожим образом. На ранних танках «Шерман» тормоза на стволе не было, а у поздних моделей «Изи Ейт» они появились.

Почему во время Второй мировой войны у советских танков не было дульного тормоза

Немецкий Панцер 3. |Фото: vistapointe.net.

В чем же была причина такого неоднозначного отношения к дульному тормозу на танковых пушках в годы Второй мировой войны? На самом деле все достаточно просто. В большинстве случаев в дульном тормозе не было никакой необходимости, ведь главное, зачем он нужен – сокращение отдачи орудия. Чем мощнее орудие, тем больше у него отдача и тем заметнее «хождение» в момент выстрела. Чем сильнее пушка, тем больше места занимает ее лафет. Частично проблема увеличения лафета снимает добавлением дульного тормоза. Однако, если пушка слабенькая, то и смысла в нем нет.

Почему во время Второй мировой войны у советских танков не было дульного тормоза

Американский Шерман. |Фото: pinterest.com.

Посмотрите на современные танки: будет сложно найти среди них машину без дульного тормоза. В том числе потому, что на современных машинах стоят пушки, которые в годы Второй мировой войны сопоставимы по мощности и дальности стрельбы с самой серьезной противотанковой артиллерией. Они имеют калибры в 120 и более миллиметров. А что же у танков конца первой половине XX века? Советские Т-34 вооружались пушками 76 и 85 мм, американские «Шерманы» стреляли из 75, 76 и 105 мм орудий. Немецкие «Панцер 4» использовали 75 мм пушки разных моделей. Были, конечно, и исключения, однако в большинстве случае на такие калибры тормоз не ставили.

Почему во время Второй мировой войны у советских танков не было дульного тормоза

Советский ИС-2. |Фото: livejournal.com.

Довлело на практику применения дульного тормоза и еще кое-что. В первой половине XX века считалось, что использование тормоза демаскирует танк, так как большинство газов при выстреле разлетается в разные стороны. У пушки без тормоза большая часть газов вырывается во внутреннее пространство танка. Таким образом у каждого вида конструкции орудия есть свои плюсы и минусы.

Почему во время Второй мировой войны у советских танков не было дульного тормоза

Немецкая Пантера. |Фото: aviarmor.net.

Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про напалм на гусеницах: как появились огнемётные танки и почему сегодня они не стоят на вооружении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + восемь =